Стоит ли судиться с государственными органами?


О ВЫГОДЕ:

С юридической и экономической точек зрения судебная тяжба может быть выгодна только тогда, когда истец справедливо требует восстановления нарушенных прав. Как и в любом споре, в судебном также всегда будет сильнее тот, кто прав! Данная истина касается и исков граждан и предприятий к государственным органам. А вот преимущество, которое дает правота, удастся использовать только в случае основательной подготовки. Действительно, с государством судиться как-то спокойнее, чем с коммерческим предприятием или с физическим лицом. Ведь все-таки государственные органы стараются соответствовать законным требованиям в большей мере, но защита в противостоянии с ними потребуется более сильная, поскольку интересы государства представляют профильные специалисты и квалифицированные юристы.

Даже если придется задействовать помощь международных инстанций, все равно нужно отстаивать свои права! В первую очередь, чтобы способствовать повышению общей правовой культуры государственных служащих, которые должны являться гарантами законности, а не правонарушителями.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:


С юридической и экономической точек зрения судебная тяжба может быть выгодна только тогда, когда истец справедливо требует восстановления нарушенных прав. Как и в любом споре, в судебном также всегда будет сильнее тот, кто прав! Данная истина касается и исков граждан и предприятий к государственным органам. А вот преимущество, которое дает правота, удастся использовать только в случае основательной подготовки. Действительно, с государством судиться как-то спокойнее, чем с коммерческим предприятием или с физическим лицом. Ведь все-таки государственные органы стараются соответствовать законным требованиям в большей мере, но защита в противостоянии с ними потребуется более сильная, поскольку интересы государства представляют профильные специалисты и квалифицированные юристы.

Даже если придется задействовать помощь международных инстанций, все равно нужно отстаивать свои права! В первую очередь, чтобы способствовать повышению общей правовой культуры государственных служащих, которые должны являться гарантами законности, а не правонарушителями.

Решение спора с помощью третьей незаинтересованной стороны, которой является суд, эффективно, но для этого понадобятся время и средства. Стоит ли моментально после нарушения ваших прав обращаться в суд? Не во всех случаях. Когда требуется оперативное вмешательство в незаконные действия чиновников, необходимо начинать решение проблемы с заявления в милицию или прокуратуру, а, отнюдь, не в суд.

Длящееся (продолжительное) правонарушение или преступление требует моментальных мер, способствующих его прекращению, а таковыми являются протест или предписание прокурора, либо же обеспечительные меры суда. Об этом следует помнить и пользоваться своими правами правильно! Тем более что полученные таким образом документы послужат основанием для создания лучшей доказательной базы.

ОБ ОСНОВАНИЯХ:


Для эффективной защиты в суде истцу обязательно понадобится подтверждение того, что им были использованы все возможные способы досудебного урегулирования спора. Причем, наиболее желательны письменные подтверждения, а лучшим доказательством служит официальная переписка с органом государственной власти, а также изданные им акты, нарушающие ваши права.

Для оспаривания решения российского органа власти или суда в Международном суде по правам человека (ЕСПЧ), и в некоторых других международных инстанциях (коммерческом арбитраже или криминальном суде) потребуются весомые доказательства того, что спор не может быть решен внутри страны. Таковыми доказательствами могут быть судебные решения либо определения об отказе в рассмотрении дела, а также вся доказательная база, способная подтвердить нарушение гражданских или хозяйственных прав органами российской государственной власти.

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ:


Наиболее выгодной и эффективной защита интересов в суде является для предпринимателей, поскольку именно они способны мобилизовать определенные материальные средства, для компенсации судебных затрат (госпошлина, затраты на информационное обеспечение, плата за проведение экспертизы и т.д.)

Тем более, если для обычного человека еще может возникнуть вопрос, стоит ли отстаивать свои интересы в суде, то для предпринимателя судебное разбирательство иногда оказывается единственной гарантией дальнейшей деятельности предприятия. Соответственно предприятия и частные предприниматели активнее отстаивают свои права. Так, активность - признак жизнеспособности предприятия. А пассивная позиция относительно правонарушений государственной власти провоцирует систематичность таких правонарушений, что постоянно усложняет их пресечение, даже с помощью суда.

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ К ГОСУДАРСТВУ:


Среди споров граждан и предпринимателей с государством, преобладают конфликты с органами местного самоуправления и исполнительной властью.
Иски к налоговым инспекциям, органам в сфере конкурентного регулирования, регистрационным органам, органам в сфере регулирования земельных правоотношений, и иным властным структурам касаются имущественных споров - хозяйственных и частных. Споры неимущественного характера и споры по признанию правоустанавливающих актов органов местного самоуправления и государственных органов недействительными - также не редкость.

НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ:


Прежде всего, подавая подобный иск, истец ДОЛЖЕН рассчитывать на восстановление своих прав, нарушенных представителями власти, или на установление прав, регистрации которых эти представители власти препятствуют.

Также истец может рассчитывать на материальную и моральную компенсации. Но, к сожалению, часто получению такого вида компенсаций, препятствует неграмотность, невнимательность или недостаточная юридическая осведомленность истца при оформлении иска и в ходе рассмотрения дела. Именно поэтому многие иски против госорганов терпят фиаско. Ведь интересы государственных органов в суде представляют квалифицированные специалисты, в некоторых случаях, прокурор, хорошо знающие судебные процедуры. В то время, как истец нередко допускает первые промахи уже на стадии подачи искового заявления.


КАК ГЛАСИТ ЗАКОН...


Согласно статье 16 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), юридические лица и граждане, которым в результате незаконных действий или бездействия чиновников госорганов и органов местного самоуправления, в т.ч. от издания несоответствующего законным требованиям акта, причинены убытки имеют право на возмещение этих убытков: Российской Федерацией, соответствующим муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации. Норма данной статьи основана на положении статьи 53 Конституции РФ, в которой закреплено право на возмещение вреда, нанесенного органами власти.

Детализированные нормы о возмещении вреда (более широкое понятие, чем убытки, в виде упущенной выгоды или реального ущерба) содержатся в нормах статей ст.1069 и 1071 ГК РФ (Глава 59 ГК РФ), отдельных законах и др. нормативных актах. Рекомендации по практике правоприменения таких норм отображены в Постановлениях Пленумов Верховного Суда и Высшего Административного Суда.

См. далее: Стоит ли судиться с государственными органами? Часть 2

Письмо генеральному директору

Актуально

Баннер "Абонентское обслуживание"

Баннер