Постановка на учет в Росфинмониторинг и правила внутреннего контроля

Проведение стимулирующих лотерей напрямую связано с осуществлением денежных расчетов. В связи с этим действующее российское законодательство в целях контроля за осуществлением данных видов деятельности устанавливает в статье 5 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что организации, проводящие и организующие стимулирующие лотереи попадают под сферу действия указанного закона.

Аналогичная позиция изложена в Информационном письме Росфинмониторинга № 1 от 08 августа 2008 года. В данном письме Росфинмониторинг указал, что лотерея, право на участвовать в которой не обусловлено внесением платы, и при этом призовой фонд которой сформировывается исключительно за счет средств организатора данной лотереи (стимулирующая лотерея), относится к 1-ому (одному) из видов лотерей, определенных ст. 3 ФЗ «О лотереях», а, следовательно, подпадает под юридическое действие ст. 5 Закона о легализации.

Вышесказанное влечет для организаций, проводящих или организующих проведение стимулирующих лотерей очень серьезные последствия, а именно обязательность постановки на учет в Росфинмониторинг. Такое требование обусловлено законодателем необходимостью контроля за денежными операциями, осуществляемыми особыми субъектами, к которым в частности и относится организатор стимулирующей лотереи.

Стоимость услуг:

N п/п
Виды услуг / название
Стоимость
Сроки выполнения

1.

Постановка на учет в Росфинмониторинг

12 000 рублей
6 дней*

Сама процедура постановки на учет в Росфинмониторинг является несложным по своему содержанию и порядку процессом и но требует знания определенных особенностей.

Порядок постановки на учет в Росфинмониторинг.


Процесс постановки организации, проводящей стимулирующую лотерею, на учет в Росфинмониторинг включает в себя ряд следующих последовательных стадий:

  • Подготовка заявления о постановке на учет (составляется в свободной форме).
  • Заполнение карты о постановке на учет по форме 2-КПУ, утвержденной Росфинмониторингом в приказе  от 30 ноября 2011 года № 164, подпись руководителя на котором подлежит обязательному нотариальному заверению. В данной форме отражаются все основные сведения о компании, ее руководителя, ответственном лице и т.д.
  • Разработка Правил внутреннего контроля. Указанный документ является одним из самых важных из всего перечня документов, которые представляются в Росфинмониторинг для постановки на учет.

Так законодательство устанавливает, что Правила внутреннего контроля в обязательном порядке должны содержать:

  • порядок документальной фиксации необходимой информации;
  • порядок и условия обеспечения конфиденциальности информации;
  • квалификационные требования к обучению и подготовке трудовых кадров;
  • критерии и признаки выявления необычных сделок с особым учетом особенностей деятельности по организации и проведению стимулирующих лотерей.

Назначение приказом лица, ответственного за выполнение Правил внутреннего контроля. При этом особое внимание нужно обратить на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 в качестве данных лиц могут быть назначены только лица, в совокупности отвечающие следующим критериям:

  • наличие профессионального высшего образования, относящегося к группам специальностей по направлению «Экономика и управление», или по специальностям «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей по направлению "Гуманитарные и социальные науки", либо при отсутствии такого образования –  имеющим опыт работы в сфере действия законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее 2-х (двух) лет.
  • прохождение курсов по обучению в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Представление документов в Росфинмониторинг для постановки на учет.

Таким образом, процесс постановки на учет в Росфинмониторинг включает в себя различные по своей сложности стадии. Особенно организациям, проводящим стимулирующие лотереи, необходимо уделять внимание проработке Правил внутреннего контроля, так как неправильная/некачественная их разработка может привести к отказу в постановке организации на учет в Росфинмониторинг.

В настоящее время в отношении обязательности постановки организаций, проводящих стимулирующие лотереи, существует и иная позиция. Так налоговые органы в своих письмах указали на следующее. Стимулирующая лотерея не признается игрой, основанной на риске, потому что участник данной лотереи не несет риск утраты или потери имущества (денежных средств) в случае невыигрыша, на том основании, что за участие в стимулирующей лотерее плата не вносится, а само предоставление права на участие в стимулирующей лотерее представляет собой дополнительную лояльность со стороны организации, реализующей/производящей тот или иной товар, работу, услугу, нацеленной на привлечение потребителей. В связи с этим проведение стимулирующих лотерей не подпадает под законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а соответственно постановка на учет в Росфинмониторинг не является обязательной.

Вместе с тем в целях избежания лишних судебных споров компаниям, проводящим стимулирующие лотереи, целесообразно встать на учет в Росфинмониторинге. В противном случае (при непостановке на учет) высока вероятность наложения штрафных санкций, а именно –статья 15.27 КоАП РФ, которая предусматривает различные составы правонарушений, в частности за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в Росфинмониторинг; за нарушение условий организации внутреннего контроля в организации и т.д. При этом размер штрафа может достигать 1 000 000 рублей, а также как мера ответственности на организацию, проводящую стимулирующую лотерею, может быть наложена такая мера как административное приостановление деятельности на определенный срок, в частности до 6-ти месяцев.

Таким образом, в целях избежания дополнительной траты своих денежных средств, экономии времени на разработку и подготовку всех вышеуказанных документов и информации, организациям, проводящим стимулирующие лотереи, целесообразно осуществить постановку на учет в Росфинмониторинг и поручить проведение данного процесса профессиональным юристам.


Обращайтесь, будем рады помочь Вам!

Письмо генеральному директору

Актуально

Баннер "Абонентское обслуживание"

Баннер